Два самых главных секрета ФСБ — это численность спецслужбы и размер ее
бюджета. Правда, иногда эксперты пытаются подсчитать сотрудников Лубянки, но
проверить их выкладки невозможно, ведь последняя официальная цифра — 4000
сотрудников центрального аппарата — была озвучена в указе президента Ельцина
еще в 1999 году. Тайна же финансирования спецслужбы охраняется еще более
тщательно.
Иван Сафранчук, директор московского представительства Института мировой
безопасности (ранее Центр оборонной информации), обобщил информацию о
финансировании силовых ведомств из федерального бюджета в период с 1994 по 2006
год.
Иван Сафранчук
— Иван, почему вы этим занялись?
— Либеральные партии, обсуждая проблемы силовых ведомств и военных, в
основном затрагивают социальную тематику, то есть, например, призыв. Мне же
казалось, что это важно, но недостаточно. Необходимо еще смотреть на эти
проблемы с позиции налогоплательщика: как тратятся деньги. Кроме того,
любопытно, как стыкуется политика в области безопасности, и деньги, которые на
нее выделяются. Ведь часто декларируемые политические приоритеты не совпадают с
реальным финансированием. При этом удивительно, но финансирование силовиков
вызывает мало интереса. В России считается, что всем должны заниматься
профессионалы. А демократия предполагает, что очень многими вещами занимаются
непрофессионалы, для того чтобы за этими профессионалами следить. Конечно, без
публичной политики решения принимаются быстрее и могут быть очень хорошими, но,
во-первых, возрастает опасность стратегических ошибок, а во-вторых, эти ошибки
тяжелее исправляются. Распределение бюджета — кульминация публичной политики. А
в области национальной безопасности в России публичной политики минимум. Разные
страны по разному решают эту дилемму «секретность — эффективность». Россия
оптимальный для себя баланс в этой дилемме пока не нашла.
— Что вы считали?
— Я считал, сколько из федерального бюджета Россия тратит на военную,
государственную (спецслужбы) и общественную (правоохранительная система)
безопасность, а также на внешнюю политику. Мне было интересно посмотреть не
только то, сколько тратится по факту, каковы тенденции, но и рассмотреть
методологические вопросы — каковы оптимальные соотношения, классификации и т.д.
Да, важная оговорка: я работал только с открытыми, не секретными вариантами
федерального бюджета. Я специально не брал даже разные экспертные оценки.
Только официальные публичные документы.
— Как вы считали бюджет спецслужб?
— Российский бюджет по американскому образцу делится на функциональную,
ведомственную и экономическую классификации расходов. Нам тут важны первые две.
Ведомственная — это распределение по ведомствам, функциональная — по функциям
(госуправление, строительство и проч.). В бюджете есть раздел «Государственная
безопасность и правоохранительная деятельность», а в нем — подраздел «Органы
государственной безопасности». Это основной функциональный подраздел, через
который финансируются спецслужбы, плюс подраздел «Органы пограничной службы»
(эти ассигнования сейчас получает ФСБ, а раньше ФПС). В некоторые годы был еще
«Фонд развития погранслужбы» — я его тоже учитывал, как и целевую программу
«Госграница» (она существует с 2003 года). Но спецслужбы получают ассигнования
не только, скажем, по профильным статьям функциональной классификации, но и по
другим — строительство, образование, социальные расходы…
— Эти расчеты включают секретные статьи?
— Да, общая цифра подраздела «Органы госбезопасности» (ОГБ) включает
секретные статьи. Как это выглядит на практике? Вот, например, бюджет 2005
года: в подразделе на ОГБ стоит цифра 62 млрд — это все расходы, в том числе
секретные. В открытом варианте бюджета дана только эта общая цифра. А в
приложении, где дается подробная разбивка бюджета для ОГБ, расписаны только
1,488 млрд — на международное сотрудничество. Подробности про остальные 60 с
лишним миллиардов — в секретном приложении.
— То есть получается, что 99% расходов — это гостайна?
— Можно и так сказать. Но я бы хотел пояснить: дело не в процентах.
Секретность должна быть оптимальной. При публичной политике все в целом
открыто, но кое-что необходимо засекретить. В отсутствие публичной политики все
в целом секретно, но кое-что можно раскрыть. России свойствен второй подход.
Хотя случаются курьезы. Например, в 1990-е годы в ООН иногда предоставлялись
данные о российских военных расходах, которые в самом российском бюджете
считались секретными. Закон о гостайне у нас один и тот же: с 1997 года в него
не вносилось принципиальных поправок, однако прозрачность бюджета силовиков за
это время менялась очень сильно. ФСБ, Мин-обороны и другие силовики то
прописаны в открытом варианте бюджета, то их там нет. Видимо, бюджет
засекречивается не в соответствии с законом о гостайне, а по каким-то другим
причинам.
— А кто обсуждает эти секретные статьи?
- В Госдуме есть комиссия по рассмотрению расходов РФ, направленных на
обеспечение обороны и госбезопасности. В Совете Федерации формируется своя
комиссия. Но что любопытно: до 1997 года вообще не было законных процедур
принятия секретных частей бюджета.
— Как так?
— Только при подготовке бюджета на 1997 год предусмотрели порядок принятия
секретных статей. Потом его прописали в Бюджетном кодексе, и с 1996 года в
парламенте стали формировать группы для рассмотрения секретных статей. На
практике справлялись очень просто: в половине бюджетов просто не было многих
ведомств — например, Министерства обороны.
— Судя по вашим выкладкам, ФСБ тоже не было в бюджете. Например, с 1997
по 2000 год.
— Да, не было. Но в последние годы все силовики присутствуют в ведомственной
классификации бюджета. Правда, на самом деле это фикция. И нет никакой разницы,
есть они в ведомственной классификации или нет.
— То есть?
— В функциональной классификации расходов показаны общие цифры полностью, с
учетом секретных статей. А в ведомственной нет — там общие цифры не полные, а
только сумма несекретных статей. Вот бюджет 2006 года. По ведомственной
классификации подраздел «Органы госбезопасности» распределен следующим образом
— около 1,3 млрд для ФСБ, 1,8 млрд для ФСО и 650 млн для СВР. То есть, судя по
ведомственной классификации, трем спецслужбам дали чуть больше трех млрд рублей.
Теперь смотрим, сколько на самом деле было в функциональной классификации
ассигновано на этот подраздел — 91 млрд рублей!
— То есть даже когда в бюджете появились расходы на ведомства, в этой
строке ставят лишь небольшую часть из на самом деле полученных ими средств?
— Да. А сколько и какое ведомство получает из этой общей цифры — эта
информация есть только в секретной части бюджета. В результате посчитать бюджет
ФСБ отдельно невозможно. Мне кажется, это неправильно: не надо детализировать,
но почему не дать общую сумму? Ведь если сейчас кто-нибудь откроет бюджет за
2006 год, то увидит, что ФСБ получила всего 13 млрд рублей (1,3 — по подразделу
«Органы госбезопасности», еще 12 млрд — по разделу «Социальная политика»). Это
— фикция. Понятно, что бюджет в несколько раз больше. По-моему, разумнее
показать всю сумму, а вот детализации не давать. Так, как делается сейчас, это
лишено всякого смысла.
— Видимо, показывают, чтобы в этой строчке хоть что-то было — такая
видимость демократической процедуры…
— Наверное. Потому что когда этих ведомств в бюджете не было, то либералы
начинали жаловаться. А теперь цифры появились. Но они просто заполняют место.
— Тогда как посчитать, что такое те 20%, на которые Путин на недавней
коллегии ФСБ обещал увеличить бюджет этой спецслужбы?
— Непонятно, к чему он собирается их прибавить. К бюджету ФСБ, который
секретен? Или к строке органы госбезопасности? Но она включает не только ФСБ.
— То есть посчитать эту цифру нельзя?
— Да. Потому что показанная цифра — это какая-то часть бюджета, при этом
неизвестно какая.
— Насколько я знаю, вы анализировали рост не только бюджета безопасности,
но и Министерства обороны. А вы сравнивали, чей бюджет растет быстрее?
— Сравнивал. Если принять все расходы на безопасность (то есть военные
расходы, госбезопасность, правопорядок) за 100%, то соотношения такие:
госбезопасность стабильно забирает около 10% (иногда повышается до 12 — 13%), а
военные с 1992 года упали с 80% до 56%. Получается, что доля ГБ стабильна,
военная доля падает, и за ее счет растет доля общественной безопасности (МВД,
внутренних войск, Минюста, прокуратуры и исправительной системы).
Я не думаю, что было принято такое политическое решение, но вот что
получается: доля бюджета госбезопасности стабильна, несмотря на войну с
терроризмом и проч., а доля МВД, внутренних войск и прокуратуры растет. То есть
очевидно, что с внешних врагов мы переориентировались на борьбу с врагами
внутренними. В принципе так и записано в «Концепции национальной безопасности».
Правда, я не уверен, что именно это имели в виду.
— А бюджет какого ведомства из органов правопорядка больше всего растет?
— Органов прокуратуры. В 2006-м им выделили 27 млрд, в 2005-м — 17, в 2004-м
— 14, а в 2000-м — всего 3 млрд. То есть получается, что с 2000 года их
финансирование выросло в восемь раз. Кто еще может с ними сравниться? Даже у
внутренних войск рост только в шесть раз.
Под текст
Бюджет — не единственный источник финансирования спецслужб.
Силовикам разрешили зарабатывать еще в 90-е годы. В законе «О государственной
охране» (в прежней его редакции, до 2004 года) был отличный термин —
служебно-хозяйственная деятельность, в результате которой образуются доходы,
которые распределяются первым лицом ведомства.
В 2001 году с бизнесом спецслужб стали бороться. Было принято решение
оставить силовикам право зарабатывать, но все доходы они должны были направлять
в бюджет. Лишь одно ведомство не пострадало от этой реформы — Федеральная
служба безопасности — за счет вливания в ее состав пограничников. После того
как в 2003 году была упразднена ФПС, были приняты поправки в закон «О ФСБ». Был
установлен новый порядок финансирования и материально-технического обеспечения
спецслужбы. А именно: 1) финансовое и материально-техническое обеспечение
осуществляется за счет средств ФСБ и «иных средств, предусмотренных
законодательством РФ»; 2) «строительство, реконструкция и предоставление
объектов, предназначенных для расквартирования органов ФСБ и ПВ,
осуществляется… за счет средств ФСБ, а также средств организаций, по инициативе
которых осуществляется строительство или реконструкция указанных объектов»; 3)
органы ФСБ и ПВ вправе принимать во владение и в пользование от российских
организаций и граждан транспортные средства и иное имущество, необходимые для
выполнения задач ФСБ и ПВ.
Порядок использования этого имущества должен был определять директор ФСБ.
Это как раз та схема, которая используется, если вам нужно поставить на ваш
«мерс» чекистские номера: вы дарите машину Лубянке, ее ставят там на баланс,
прикручивая номера ФСБ, а потом по решению главы ведомства вы получаете ее
обратно. Эти формулировки в закон «О ФСБ» были практически дословно перенесены
из закона «О пограничной службе РФ». В 2004 году формулировки по финансовому и материально-техническому
обеспечению были скорректированы. Положение об «иных» средствах было убрано,
однако положения о строительстве и принятии в пользование имущества остались.
Расходы на госбезопасность. В ценах 2003 года, то есть сопоставимых
(фактор инфляции учтен)
* Госбезопасность определяется как комплекс мер по сохранению гостайны,
обеспечению режима государственной границы, добыванию интересующей
правительство информации за рубежом; обеспечение безопасности государственных
деятелей и политиков, обеспечение общественной безопасности от стратегических
угроз (терроризм и пр.). Поэтому в этот комплекс включены следующие ведомства:
ФСО, ФСБ, Государственная фельдъегерская служба, СВР, ФСТЭК и их предшественники.
А в предыдущие годы — ведомства, которые выполняли тогда эти функции, как,
например, ФАПСИ.